Неблагоприятная обстановка с аварийностью и травматизмом на российских шахтах вызвана антиковидными мероприятиями. Такое мнение высказали представители Ростехнадзора.
Они пояснили, что введение в 2020 году моратория на проведение плановых проверок предприятий топливно-энергетического комплекса выступило причиной подъема аварийности на подобных объектах в 2021 году.
По данным ведомства, в минувшем году отмечено увеличение числа аварий на опасных производственных объектах ТЭК на 8% по сравнению с 2020 годом. Одновременно количество смертельных случаев увеличилось на 80% с учетом трагедии на шахте «Листвяжская». В числе трех основных факторов ухудшения аварийности Ростехнадзор назвал введение ограничений на проверки, рост количества подрядчиков с малоквалифицированным персоналом из-за нехватки кадров (опять таки вызванной пандемией) и игнорирование требований безопасности.
Согласно статистике Минэнерго РФ, в течение трех последних лет на предприятиях отрасли произошло около 1700 аварий. Среди главных причин — критический износ объектов, несоблюдение правил эксплуатации оборудования, пренебрежение требованиями безопасности сторонними организациями и человеческий фактор — ошибки сотрудников.
В Генпрокуратуре РФ по итогам проведенных проверок на шахтах после трагедии на «Листвяжской» выявили около трех тысяч фактов нарушений законодательства. Для их устранения вынесено свыше 250 предписаний, возбуждено порядка 1 тысячи административных дел, около 500 должностных лиц привлекли к дисциплинарной и административной ответственности. Активность Генпрокуратуры РФ с этом направлении связана с поручением главы государства подготовить доклад о причинах аварии на шахте в Кузбассе.
Напомним, что в ноябре 2021 года руководитель Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ю. Нестеров заявил о фиксации умеренного тренда снижения уровня аварийности. Однако подтвердить свои выводы цифрами чиновник тогда не смог. На запрос о получении количественных сведений СМИ получили отказ с комментарием, что они будут предоставлены в конце календарного года.
На сайте ведомства были опубликованы причины аварий, озвученных Нестеровым. В их числе неудовлетворительная организация процессов производства, низкий уровень управленческих решений, недостаточно квалифицированные действия при возникновении аварийных ситуаций, формализм в работе сотрудников служб производственного контроля, износ оборудования и несоблюдение требований промышленной безопасности. Как видим, в этом перечне нет снижения числа проверок из-за пандемии.
В 2020 году чиновники Ростехнадзора официально признавали, что уровень аварийности на фоне сокращения количества проверочных мероприятий не увеличся. При этом в ведомстве не признали и корреляцию между сокращением контроля со стороны надзорных ведомств и уменьшением инцидентов на производстве, связанных с безопасностью. Минэкономразвития также признало, что снижение уровня проверок не сказалось на росте числа инцидентов в организациях.
Источник: ohranatruda.ru