Мораторий на проверки в 2022 году: Антиковидные меры дополнены антисанкционными

В целях поддержки бизнеса в условиях санкционного давления президентом и правительством установлен особый режим организации и проведения мероприятий по контролю и надзору.

Содержание

  1. Два закона о проверках
  2. Антиковидный мораторий
  3. Антисанкционный мораторий
  4. Мораторий президента
  5. Мораторий Правительства

Два закона о проверках

Напомним, что, порядок проведения проверок регламентирую сразу два федеральных закона:

  • старый: от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;
  • новый: от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

Новый закон регламентирует все проверки (более 70), кроме 12 видов надзора, контролирующих:

  • мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
  • оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов федеральной службы безопасности;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Антиковидный мораторий

В 2022 году уже действует мягкий антиковидный мораторий на проведение плановых визитов контролёров (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520 “Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”). Об этом мы подробно писали здесь – Мораторий на проверки 2022 года: тонкости применения

Антисанкционный мораторий

Мораторий президента

На сегодняшний день уже действует Федеральный закон от 8 марта 2022 № 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым освобождены от плановых визитов проверяющих (рейдовых осмотров и выездных проверок) некоторые предприятия малого бизнеса и ИТ-компании. Кроме того, он расширяет полномочия Правительства в части установления режима проведения проверок и разрешительной деятельности.

Мораторий, установленный Президентом, касается:

  • тех, кто одновременно ведет деятельность из “списка 12” и относится к малому бизнесу (см. доп. информацию);
  • аккредитованные ИТ-компании (Информация о наличии компании в Реестре предоставляется Минцифры России посредством запроса на получение выписки на сайте Госуслуг (Начать > Цель обращения: Выписка из реестра аккредитованных ИТ-компаний)).

В первом случае мораторий будет действовать только в 2022 году, во втором – до конца 2024 года. Этот мораторий не коснётся среднего бизнеса.

Вступил в силу: 8 марта 2022 г.

Мораторий Правительства

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” опубликовано на портале ГСПИ (скачать в WORD).

В 2022 году Правительство установило запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым законами, но есть исключения.

Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • деятельность по организации общественного питания детей;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания;
  • деятельность по водоподготовке и водоснабжению;

б) в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания;
  • в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

г) в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Контролёрам разрешено заменять плановые проверки профилактическими визитами. Если в нормальных условиях за 5 дней до даты визита вы можете от него отказаться, то после 11 марта 2022 г. такого права у вас не будет до конца года.

Внеплановые поверки в 2022 в году внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
  • в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
  • по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).

б) без согласования с органами прокуратуры:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 42 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Проверки в случае аварий и НС. Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.

Все попавшие под мораторий проверки должны быть отменены разом в срок до 14 марта 2022 г. Сведения о завершении проверок по причине их отмены должны быть внесены в Единый реестр в срок до 20 марта 2022 г.

Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля не требуется.

Не завершенные на 10 марта проверки, попавшие под мораторий, должны быть завершены до 18 марта путем составления акта с внесением информации в реестр проверок.

Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Срок исполнения уже выданных предписаний продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

В пределах срока действия моратории я допускается проведение профилактических мероприятий.

Ограничения, установленные мораторием не распространяются в отношении тех, для кого установлен специальный или постоянный режим госконтроля.

Вступил в силу: 10 марта 2022 г.

Проанализировала новые документы по проверкам Светлана Подберезина

Продолжение следует …

Источник: xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

Промышленный ресурс
Добавить комментарий

Перейти к содержимому